Фото
Школа

Штерн Н.Н. - Притча о любви

Практическая работа на занятиях
психологии, обществознания, классных часах.

Любовь – побудительная сила духовного восхождения.
Платон

«Шли по дороге Любовь, Счастье и Здоровье. И в первом доме было только одно место. Хозяева думали, кого же пустить к очагу? И решили, что самое главное – это Счастье, и его пустили к очагу, а любовь и здоровье оставили в сенях. И сначала из дома тихо ушла любовь, потом здоровье, а затем ушло и счастье. Во втором доме к очагу решили пустить Здоровье. Какое же Счастье и какая Любовь без Здоровья? А Любовь и Счастье оставили в сенях. И сначала ушла Любовь, а потом Счастье, а потом и Здоровье. А в третьем доме решили, что главное – Любовь». И она осталась в доме. И вместе с ней остались Здоровье и Счастье. Пусть всегда в Вашем доме первой поселяется Любовь и всегда там живёт».

«Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трёх влечений и порождает любовь» - трактует индийский трактат (уместно повторение) о любви «Ветка персика», написанный в III веке до нашей эры.

С точки зрения философии, любовь есть сложное явление, простые элементы которого суть: (далее следует цитата из энциклопедического словаря Ф. Брокгауза и И.Ефрона)

1. жалость, преобладающая в любви родительской;

2. благоговение, преобладающее в любви сыновней (дочерней) и вытекающей из неё религиозности;

3. исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами – жалостью и благоговением образует нравственный потенциал.

Любовь – интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии – космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона: любовь – побудительная сила духовного восхождения. Любовь результат длительного исторического развития человеческой личности.

Слово «любовь» интригует, особенно подростков. «Любовь» - это та тема, которую старшеклассники готовы обсуждать всегда. Ребята с удовольствием остаются после уроков поговорить о Любви, на таких встречах всегда благодушная, но эмоционально активная атмосфера, получается такой маленький праздник психологии. И большую работу психологов по исследованию и коррекции духовно – нравственного потенциала можно начать с практической работы «Притча о Любви».

  • Рассказываем начало притчи, добавляя образности, стараясь пробудить эмоции: «Ночь, пурга, дождь со снегом. Идут по дороге Любовь, Здоровье, Счастье, Монета. Совсем замёрзли друзья, не согревают уже песни, шутки. Костёр развести ветер и дождь не дают. Лес закончился, в город вошли. Может быть, пустит кто друзей к себе в дом? Может быть кто – то ждёт Любовь или Счастье, Здоровье или Монету? Просятся к вам в дом путники, но у вас только одно место. Кого выберете и почему?».
  • Ребятам предлагаются карточки (в использовании удобны пластиковые, у которых обратная сторона белая, на ней можно писать, написанное при последующем использовании стирается), их по 30 на каждое понятие (а вдруг все выберут «Монету» или наоборот «Любовь»). Каждый выбирает только одну карточку.
  • На обратной стороне карточки каждый пишет свою фамилию и краткую аргументацию своего выбора.
  • Карточки ведущий собирает для дальнейшей обработки. Выбор обусловлен уровнем развития духовно – нравственного потенциала: кто – то выбирает «любовь», а кто – то выбирает «деньги». Но, не менее прямого выбора, важна аргументация. Вот, высоконравственная, аргументация выбора карточки «здоровье»: «Мама тяжело больна. Я для неё выбрал «здоровье». «Деньги срочно нужны на операцию для бабушки».
  • Далее идёт обсуждение, персональное объяснение, аргументация выбора.
  • Следует объединение в группы по выбору. Каждая группа сочиняет и представляет свою инсценировку окончания притчи.
  • Теперь перегруппируем обследуемых. В каждой команде собираются ребята с разным выбором, то есть, в каждой группе собираются Любовь, Здоровье, Счастье, Монета. Ребята сочиняют и инсценируют всю притчу, но сами придумывают окончание. Теперь в каждой группе есть все наши герои – главные действующие лица. Следовательно, шире возможности, больше выбор. Как правило, начинаются споры: кто важнее? И тут звучит главная мысль: как сделать так, чтобы в доме жили все – Счастье, Любовь, Здоровье, Монета?
  • Случается и то, что мы и провоцировали, и терпеливо ждали: все новые инсценировки рассказывают о том, что первой в дом надо поселять Любовь.
  • Читается оригинальное окончание «Притчи о Любви».
  • Результаты обследования (выборы и аргументация) заносятся в протокол.
  • Обсуждение психологами персональных и групповых проявлений.

При обследовании любой группы большую роль играет контакт психолога с группой, доверительная атмосфера, положительный эмоциональный настрой, мотивация обследуемых на самопознание и саморазвитие, знание обследуемыми популярного понятийного аппарата психологии, этики (дружелюбный настрой, конфиденциальность, принятие мнения окружающих, свобода мнений и высказываний и т.д.) работы в группе, вера в толерантность и валидность психологических методик.

Данное практическое занятие обычно является вводным в цикл или курс встреч психолога с учащимися.

Штерн Н.Н.

Психея